Отчёт

о работе центральной психолого-медико-педагогической

комиссии Магаданской области за 2016 год

 

На территории Магаданской области осуществляют свои функции Центральная ПМПК Магаданской области (ЦПМПК) и две территориальные ПМПК: городская ПМПК департамента образования мэрии г. Магадана и территориальная ПМПК Ольского городского округа

Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия Магаданской области (ЦПМПК) является структурным подразделением МОГБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (ЦПМПК) и осуществляет свою деятельность на территории всей Магаданской области, включая г. Магадан,  предоставляя свои услуги общеобразовательным организациям любого вида, образовательным организациям, осуществляющим обучение по адаптированным  программам (специальным (коррекционным) образовательным организациям), специализированным организациям  для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детские дома и школа-интернат), медицинским организациям, организациям социального обслуживания населения, прочим организациям.

Территориальные ПМПК осуществляют свою деятельность в пределах территории своих городских округов.

В 2016 году ЦПМПК начала осуществлять свою деятельность с учетом  приказов Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении  федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (ФГОС НОО ОВЗ) и № 1599 от «Об утверждении федерального государственного стандарта образования  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС О УО (ИН), а также на нормативные федеральные документы, регламентирующие деятельность ПМПК, в том числе, при определении специальных условий образования для детей с ОВЗ, инвалидностью.

 

Распорядок (режим) работы центральной ПМПК

 

  1. Заседания ЦПМПК на базе МОГБУ «ЦППМиСП», в ходе которых по запросам родителей (законных представителей), организаций и учреждений г. Магадана и муниципальных образований осуществляется текущее комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей. Заседания ЦПМПК проводятся по предварительной записи четыре раза в неделю (по понедельникам, вторникам, средам и четвергам).
  2. Выездные заседания ЦПМПК на базе организаций и учреждений различной ведомственной принадлежности, включая подведомственные министерству образования и молодежной политики образовательные учреждения и организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – по предварительным заявкам в соответствии с планом работы ЦПМПК – в течение года.
  3. Выездные заседания ЦПМПК в муниципальных округах Магаданской по предварительно согласованному графику командировок членов ЦПМПК – в течение года.

 

Основные направления деятельности ПМПК

В соответствии с Положением о Психолого-медико-педагогической комиссии (утверждено Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации                    от 20 сентября 2013 г.) целью деятельности ПМПК является  своевременное выявление детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведение их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций. Эта цель достигается реализацией основных направлений деятельности ПМПК.

Основными направлениями деятельности ПМПК любого уровня являются:                           1) экспертно-диагностическое; 2) консультативное; 3) сопровождение; 4) аналитическое; 5) организационно-методическое; 6) информационно-просветительское.

Экспертно-диагностическое направление включает в себя:

-              комплексную, всестороннюю динамическую оценку нарушений в развитии, препятствующих развитию детей и реализации по отношению к ним процесса образования;

-              определение специальных образовательных потребностей детей с отклонениями в развитии (особенности отклонений и резервных возможностей развития; возрастные особенности развития; темп развития; интересы; способности; социальная ситуация развития);

-              определение специальных условий получения образования детьми с отклонениями в развитии (тип, вид ОУ; образовательная программа; форма получения образования; условия получения образования);

-              направление детей с отклонениями в развитии для консультации в учреждения других ведомств, для обеспечения им сопутствующей или основной помощи вне системы образования;

-              оформление коллегиального заключения на ребенка, рекомендаций по реализации образовательного маршрута и сопутствующей помощи вне системы образования;

-              проведение обследования детей по направлению территориальной комиссии, а   также в случае обжалования родителями (законными представителями) детей заключения территориальной комиссии.

Консультативное направление включает в себя:

-              консультирование детей и подростков, обратившихся в ПМПК; 

-              консультирование лиц, представляющих интересы ребенка с отклонениями в развитии (родители, законные представители, педагогические, медицинские, социальные работники и др.). 

Сопровождение включает в себя:

-              отслеживание судьбы детей, прошедших через ПМПК, на основе прогноза развития и адаптации в системе образования, в соответствии с данными рекомендациями;

-              отслеживание результатов деятельности самой ПМПК (соответствие прогноза развития с фактической его динамикой);

-              интегрирование личности ребенка в социальную и образовательную среду, обеспечение его психологической, педагогической, медицинской поддержки и содействие ребенку в проблемных ситуациях.

Аналитическое направление включает в себя:

-              профессиональный анализ каждым специалистом «входящей» информации и результатов обследования ребенка на ПМПК;

-              формирование базы данных, необходимой для обеспечения деятельности системы ПМПК на всех уровнях:

   а) о детях с отклонениями в развитии, прошедших через ПМПК;

   б) об учреждениях системы образования, здравоохранения, социальной защиты на территории района, в которые может направляться ребенок с отклонениями в развитии;

   в) об учреждениях, в которые могут обратиться родители (законные представители) за помощью при возникновении трудностей диагностики, неэффективности оказываемой помощи;

-              анализ деятельности ПМПК (собственной, ПМПК ОУ - по запросу);

-              разработка предложений по совершенствованию помощи детям, имеющим проблемы в развитии и образовании, и развитию системы учреждений, оказывающих помощь.

Организационно-методическое направление включает в себя:

-              координацию и организационно-методическое обеспечение деятельности территориальных комиссий;

-              координацию деятельности системы ПМПК городского округа (взаимодействие всех составных звеньев системы и связей с организациями и учреждениями других ведомств на территории округа);

-              профессиональную экспертизу предшествующей работы с ребенком, поступившим на ПМПК (в форме предложений);

-              внедрение уже разработанных и апробированных программ (психологических, логопедических, социальных и др.);

-              организацию разнообразных форм методической работы (совещания, семинары, мастер-классы и т.д.).

Информационно-просветительское направление включает в себя:

-              организацию и участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической и медико-социальной культуры населения,  профессионалов с использованием различных форм и средств.

При формулировке рекомендаций о создании специальных условий для получения образования и организации психолого-педагогического сопровождения для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов ЦПМПК ориентируется на приказы Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении  федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья» (ФГОС НОО ОВЗ) и № 1599 от «Об утверждении федерального государственного стандарта образования  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС                  ОУО (ИН).

 

Реализация основных направлений деятельности центральной и территориальных ПМПК на территории Магаданской области

 

В Магаданской области, в соответствии с основными функциями и годовыми планами, ЦПМПК проводит работу по выявлению детей, нуждающихся в организации специальных условий воспитания и обучения (обучающиеся воспитанники с проблемами в обучении, с нарушениями развития, с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разных категорий, включая детей-инвалидов), и др.

Поскольку в подавляющем большинстве городских округов Магаданской области  территориальные ПМПК не созданы в 2016 году комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления особенностей их  психофизического статуса, отнесение их к той или иной  категории ОВЗ, определения образовательного маршрута и создания специальных образовательных условий при осуществлении образования и воспитания проводилось только центральной ПМПК (ЦПМПК) и территориальной ПМПК г. Магадана.

 

Анализ статистических данных деятельности центральной ПМПК

 

Итоги работы ПМПК разных уровней в 2016 году в абсолютных показателях приведены в Таблицах 1 – 3 (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

В городских округах, включая г.Магадан, центральной ПМПК Магаданской области (ЦПМПК) в 2016 году было обследовано 1359 обучающихся, воспитанников (в 2015 году – 1690чел.). Из них ЦПМПК – 847 чел. (в 2015 г –823 чел.). Территориальной ПМПК г. Магадана – 716 чел. (в 2015 г. – 816 чел.).  Таким образом, общее число обследованных детей в 2016 году составило 1563 чел. По сравнению с 2015 годом, отмечается незначительное снижение абсолютного числа обследованных детей.

Первично было обследовано – 386 чел. (45,6%). Повторно, с целью динамического наблюдения, подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций и в случаях несогласия родителей (законных представителей) с ранее выданным заключением – 461 чел. (54,4%).

По инициативе родителей (законных представителей) ребенка в 2016 году было обследовано 44 чел.

 

Половозрастная характеристика детей, обследованных ЦПМПК 

 

При анализе полового состава обследованных на ЦПМПК в 2016 году отмечается значительное преобладание мальчиков – 559 чел. Девочек обследовано почти в два раза меньше – 287 чел.

Распределение по возрасту:

-       от 3 месяцев до 3 лет – 36;

-       от 3 лет до 7 лет – 296;

-       от 8 лет до 11 лет – 255;

-       от 12 лет до 15 лет – 172;

-       от 16 лет до 18 лет  - 88.

Соотношение обследованных детей дошкольного и школьного возраста:

-       детей дошкольного возраста – 332 чел. (39,2 %);

-       детей и подростков школьного возраста – 515 чел. (60,8%).

Таким образом, в отличие от предыдущих лет, когда, как правило, преобладали дети дошкольного возраста, в 2016 году отмечается заметное преобладание представляемых на ЦПМПК детей и подростков школьного возраста.

 

Структура медико-социального статуса детей, обследованных ЦПМПК 

 

В 2016 году центральной ПМПК Магаданской области (ЦПМПК) было обследовано:

-       детей с установленным статусом «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ) – 782 чел.;

-       детей с установленным статусом «ребенок-инвалид» – 151 чел.;

-       детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – 82 чел.;

-       детей с нарушениями поведения – 22 чел.;

-       детей, подвергшихся жестокому обращению – 0 чел.;

-       детей с неустановленным медико-социальным статусом – 68 чел.

Дети с неустановленным медико-социальным статусом представляли собой неоднородную группу, в которую вошли:

1) дети и подростки без серьезных медицинских проблем с интеллектуальным развитием, сопоставимым с возрастной нормой – 35 чел.;

2) дети с эмоциональными расстройствами, синдромом дефицита внимания и нарушениями поведения – 8 чел.;

3) дети с нерезко выраженными нарушениями речи (фонетический дефект, фонетическое недоразвитие речи, нерезко выраженное заикание, нерезко выраженная дизартрия и др.) – 9 чел.;

4) дети, требующие дополнительного медицинского обследования с целью уточнения клинического статуса – 16 чел.

Следует отметить, что в 2016 году, по сравнению с прошлым периодом, увеличилось число обследованных ЦПМПК детей-инвалидов. Это обусловлено, с одной стороны, большей активностью родителей (законных представителей) и соответственно увеличением частоты запросов с их стороны на услуги, оказываемые ЦПМПК, а с другой, значительной объективной востребованностью на эти услуги в связи с необходимостью обязательного прохождения психолого-медико-педагогической комиссии ребенком-инвалидом перед освидетельствованием на МСЭ, с целью получения заключения и рекомендаций ПМПК, необходимых для разработки ИПРА ребенка-инвалида органами МСЭ (бюро МСЭ), и /или с необходимостью разработки психолого-медико-педагогической комиссией перечня мероприятий (программы) психолого-педагогической реабилитации в соответствии с ИПРА ребенка-инвалида.

 

Структура основных категорий ОВЗ детей, обследованных ЦПМПК, с установленным статусом «ребенок с ограниченными возможностями здоровья»

 

Все обследованные дети были представлены по следующим основным категориям ОВЗ:

-     с сенсорными нарушениями (17 – 1,7%):

-        слепые – 1 – 0,1%;

-        слабовидящие – 8 – 0,8%;

-        глухие – 6 – 0,6%;

-        слабослышащие – 2 – 0,2%;

-       с выраженными нарушениями речи– 221 – 22,1%;

-       с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) - 50 – 5%;

-       с задержкой психического развития (ЗПР; ЛКР) (382 – 38,2%):

-       с ЗПР – 354 – 35,4%;

-       с легким когнитивным расстройством (ЛКР) – 28 – 2,8%;

-       с расстройствами аутистического спектра (РАС) – 19 1,9%;

-       с легкой умственной отсталостью – 76 – 7,6%;

-       с выраженной умственной отсталостью (108 – 10,8%):

-        с умеренной умственной отсталостью – 76 – 7,6%;

-        с тяжелой умственной отсталостью – 19 – 1,9%;

-        с глубокой умственной отсталостью – 13 – 1,3%;

-       с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) – 48 – 4,8%;

-       с иными категориями ОВЗ – 15 – 1,5%;

-       с неустановленным статусом «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» – 64 6,4%.

Наиболее значительную долю в структуре категорий ОВЗ составляют дети с ЗПР – 38,2%, с нарушениями речи – 22,1%, с легкой и умеренной умственной отсталостью – (по   7,6%), с нарушениями ОДА – 5%, с ТМНР – 4,8%.

Группу детей с неустановленным статусом ОВЗ в основном составили дети и подростки с интеллектуальным развитием, сопоставимым с возрастной нормой, без существенных медицинских и образовательных проблем, а также дети, нуждающиеся в дополнительном медицинском обследовании с целью уточнения клинического статуса.

    

 

 

Распределение рекомендаций, разработанных и выданных ЦПМПК

 

Распределение рекомендаций ЦПМПК с учетом возрастных периодов (дети дошкольного возраста, дети школьного возраста) приведены в таблице.

 

№ п/п

Рекомендации

Возрастные периоды

Дошкольный возраст

Школьный возраст

1.

Обучение и воспитание по АООП для детей с нарушениями зрения

1

1

2

Обучение и воспитание по АООП для детей с нарушениями слуха

1

4

3.

Обучение и воспитание по АООП для детей с нарушениями речи

146

3

4.

Обучение и воспитание по АООП для детей с нарушениями ОДА

2

29

5.

Обучение и воспитание по АООП для детей с ЗПР (легким когнитивным расстройством)

62

344

6.

Рекомендации для детей с ОВЗ по созданию специальных условий прохождения ГИА 9

-

50

7.

Обучение и воспитание по АООП для детей с РАС

6

9

8.

Обучение и воспитание по АООП для детей с легкой умственной отсталостью

4

68

9.

Обучение и воспитание по АООП для детей с умеренной умственной отсталостью

15

66

10.

Обучение и воспитание по АООП для детей с тяжелой умственной отсталостью

-

19

11.

Обучение и воспитание по АООП для детей с глубокой  умственной отсталостью

-

7

12.

Обучение и воспитание по АООП для детей с ТМНР (СИПР)

4

37

13.

Надомное обучение

 

4

3

14.

Дистанционное обучение

 

-

1

15.

Воспитание и обучение по общеобразовательной программе

25

94

16.

Коррекционная поддержка в МОГБУ «ЦППМиСП»

9

17

17.

Уточнение клинического статуса

 

49

88

 

  

 

Как видно из приведенного выше распределения, для детей дошкольного возраста характерно преобладание рекомендаций, которые касаются коррекции речевых нарушений (Категория 3). На втором месте располагаются рекомендации для детей с ЗПР (с состояниями, сопоставимыми по интеллектуальному развитию с ЗПР) (Категория 5). На третьем месте располагаются рекомендации, которые относятся к детям с различной степенью интеллектуальной недостаточности, включая детей с ТМНР (Категории 8, 9, 10, 11, 12).

Для детей школьного возраста характерно преобладание рекомендаций для детей с ЗПР (с состояниями, сопоставимыми по интеллектуальному развитию с ЗПР), включая состояния легкого когнитивного расстройства (Категория 5). На втором месте располагаются рекомендации, которые относятся к детям с различной степенью интеллектуальной недостаточности (Категории 8, 9, 10, 11, 12). На третьем месте располагаются рекомендации детям, которые могут продолжить обучение по общеобразовательной программе, не имеющие серьезных медицинских и образовательных проблем и в отношении которых не установлен статус ребенка с ОВЗ (Категория 15).

Следует отметить, что число детей школьного возраста заметно больше, по сравнению с детьми школьного возраста, которым рекомендовано обучение по индивидуальной программе развития (СИПР) (Категория 12).

Увеличилось число обучающихся с установленным статусом «ОВЗ», которым рекомендовано создание специальных условий прохождения промежуточной и итоговой аттестации – 50 чел. (Категория 6).

Отмечается заметное число детей, которым рекомендовано медицинское обследование с целью уточнения клинического статуса (Категория 17). Чаще всего это: психиатр, невролог, отоларинголог, сурдолог, офтальмолог, хирург-ортопед и др.). Это обстоятельство, с одной стороны, определяется  сознательной установкой специалистов центральной ПМПК на повышение качества экспертно-диагностической деятельности, а с другой, объективной ситуацией, которая определяется значительным дефицитом медицинских специалистов в муниципальных образованиях и, как следствие, отсутствием или критической недостаточностью (скудостью, малой информативностью) медицинских сведений о характере и степени тяжести сенсорных, моторных,  когнитивных, коммуникативных нарушений, эмоциональных и поведенческих расстройств.

 

Организационно-методическая, профилактическая и информационно-просветительская работа центральной ПМПК

 В соответствии с Положением о Психолого-медико-педагогической комиссии (утверждено Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г.), в режиме выездных заседаний центральной ПМПК в муниципальных образованиях Магаданской области наряду с экспертно-диагностической деятельностью осуществляется консультативная, организационно-методическая и информационно-просветительская работа.

В рамках этих направлений специалисты центральной ПМПК проводят консультации по своему профилю по вопросам организации инклюзивного образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья и оказания им специальной (коррекционной) помощи, о порядке прохождения промежуточной и итоговой аттестации (ГИА) обучающимся с установленным статусом ОВЗ и детям-инвалидам 9, 11 классов общеобразовательной школы. В ряде муниципальных образований силами специалистов центральной ПМПК проводятся тематические семинары для организаторов образования, руководителей образовательных организаций и педагогических работников.

Так, в Тенькинском городском округе во время командировки членов ЦПМПК был проведен семинар для педагогических работников, администрации ОУ и организаторов образования, на котором обсуждались вопросы организации инклюзивного образования и создания специальных условий для получения образования детьми инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;                                                подготовки обучающихся с ОВЗ к ГИА 9; об особенностях психолого-педагогического статуса детей с ОВЗ.

Осуществляются профильные и комплексные консультации специалистов родителей (законных представителей) обучающихся, воспитанников и педагогов.

 

Выводы и предложения по совершенствованию деятельности центральной ПМП.  Перспективы развития.

 

  1. В связи с высоким на протяжении последних лет удельным весом детей-инвалидов, представляемых на ПМПК, развитием инклюзивного образования в регионе и повышенным вниманием к организации комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей-инвалидов следует прогнозировать на последующие годы увеличение этого контингента при обращении населения за специализированной помощью в образовательные учреждения, осуществляющие комплексную психолого-педагогическую и медико-социальную помощь (Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ЦППМиСП).
  2. С учетом этих обстоятельств сохраняется необходимость в развитии и совершенствовании межведомственного взаимодействия и координации деятельности ЦПМПК с федеральными государственными учреждениям медико-социальной экспертизы (МСЭ) по оказанию содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации (ИПРА ребенка-инвалида) и обмена информацией об исполнении мероприятий по психолого-педагогической реабилитации.
  3. Имеется настоятельная необходимость в совершенствовании электронной базы данных о детях-инвалидах и детях с ограниченными возможностями здоровья, прошедших комплексное психолого-медико-педагогическое обследование в центральной ПМПК.
  4. Магаданская центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (ЦПМПК) в региональной системе инклюзивного образования Магаданской области является одной из необходимых, обязательных институциональных структур и полноправным участником реализации инклюзивного процесса в регионе. В связи с развитием региональной системы инклюзивного образования существенно возрастает роль и ответственность решений центральной и территориальных ПМПК, что потребует определенных изменений в организации деятельности ПМПК, укрепление кадрового потенциала за счет введения дополнительных ставок основных специалистов, необходимых для работы в ЦПМПК (педагог-психолог, дефектолог, социальный педагог), непрерывного повышения их профессиональной компетенции и систематического повышения квалификации.
  5. В связи с прогнозируемым увеличением числа запросов от родителей (законных представителей) на услуги ПМПК, в частности обусловленное обязательным прохождением комиссии ребенком-инвалидом перед освидетельствованием на МСЭ и разработкой программы психолого-педагогической реабилитации в соответствии ИПРА ребенка-инвалида, остро стоит вопрос о создании в городских округах Магаданской области территориальных ПМПК, которые будут осуществлять свою деятельность на территории округа, оперативно удовлетворяя запросы населения.
  6. В организационном плане требуется завершить работу по легимитизации деятельности центральной и территориальных психолого-медико-педагогических комиссий Магаданской области, совершенствованию и приведению в соответствие с существующим законодательством нормативного обеспечения их деятельности.

С этой целью предстоит решить ряд вопросов:

-       вопрос об утверждении порядка работы центральной и территориальных психолого-медико-педагогических комиссий Магаданской области;

-       вопрос об утверждении Положения о центральной психолого-медико-педагогической комиссии Магаданской области;

-       вопросы, связанные с назначением руководителя и утверждения персонального состава центральной психолого-медико-педагогической комиссии Магаданской области.

  

Руководитель центральной ПМПК Магаданской области                                  Шилин В. А.