Магаданское областное государственное  бюджетное образовательной учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической  реабилитации и коррекции» ( МОГБОУ «ЦППРиК») с 24 августа 2016 года переименован в Магаданское областное государственное бюджетное  учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (МОГБУ «ЦППМиСП»). (На основании Постановления Правительства Магаданской области от 31 декабря 2015 года).

  В 2015 году специалистами центра  был разработан и представлен на конкурс проект «Солнце на ладони» по патронажу неорганизованных детей - инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья на дому.

По итогам конкурсного отбора инновационных социальных проектов по развитию социальных услуг детям и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, проводимого федеральным Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации  Грант Фонда 1 млн.500 тыс. рублей получил наш проект «Солнце на ладони».

  Срок реализация Проекта  18 месяцев (с  1 апреля2015 г.по 30 сентября 2016 года). Деятельность осуществлялась в соответствии с планом реализации проекта и проходила поэтапно (первый и второй этапы в 2015 году) и третий и четвертый (заключительный) этапы (15.01.2016 года по 30.09.2016 года).

1. В рамках Проекта были   проведены 2 обучающих  семинара. В январе (15.01.2016 г.) был проведен семинар  по обучению специалистов (психологов, социальных педагогов) по теме «Психологическое консультирование семей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья». На семинаре были рассмотрены следующие вопросы: «Отношение социума к семьям, воспитывающих детей-инвалидов и детей, имеющих отклонения в развитии», «Цели, задачи, принципы и направления психологической диагностики семьи ребенка с отклонениями в развитии». Практикум «Консультирование семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ: этапы консультирования семьи, тактика психолога». Участникам семинара были предложены: буклеты: «Рекомендации по обследованию семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ» и брошюра «Психологическое консультирование семей, имеющих ребенка с ОВЗ». В феврале (26.02.2016 г.) проведен семинар – практикум «Диагностика и коррекция нарушений развития у детей раннего возраста в семье».

- Обучены волонтёры  приёмам ухода за детьми-инвалидами  (студенты факультета общей и социальной педагогики СВГУ). Студенты-волонтеры,  принимали активное участие в проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми на дому и в центре.Студенты участвовали во всех культурно-досуговых мероприятиях, организуемых специалистами центра.

В период реализации проекта коррекционные услуги дети-инвалиды получали на дому. Каждому ребёнку была подобрана индивидуальная  программа реабилитации в зависимости от состояния здоровья и реабилитационного потенциала. В коррекционной работе  педагогиприменяли различные педагогические технологии.  Например, «пальчиковая живопись»; занятия лепкой с использованием пластилина, «соленого теста»; игры с водой и песком, льдом (криотерапия),  такие как  «Разноцветные прищепки», «Пальчиковый бассейн», а также манипулирование мелкими предметами и применение различных методов  массажа и самомассажа. С помощью пены для бритья создавались шедевры живописи. Также на занятиях шли в ход различные крупы, макаронные изделия, горох и фасоль, которые пересыпались и перекладывались в различные емкости и коробки. Применение таких технологий на занятиях с детьми-инвалидами помогает развитию у них мелкой  моторики рук, улучшает  ассоциативные связи, повышает  уровень развития ребёнка.

      Специалистами использовался  методический материал и игры, приобретённые на средства Фонда. Занятия проводились в присутствии родителей. Это давало возможность мамам закреплять навыки и умения, полученные на занятии в свободное время. После каждого проведенного занятия родители получали от педагогов рекомендации по закреплению пройденного материала.

 С целью расширения социальных контактов семьи и социальную адаптацию ребенка с  сентября 2016 года дети-инвалиды, находящиеся на патронаже (5 человек) были зачислены в Центр. Занятия проводятся 1 раз в неделю индивидуально и подгруппами. Для каждого ребенка была составлена индивидуальная программа занятий. Занятия  были направлены на всестороннее развитие ребенка, формирование социальных навыков, навыков общения, развитие эмоционально-волевой сферы. Присутствие родителей на занятиях давало им возможность наблюдать своих детей в развивающих занятиях с другими детьми и больше понимать своего ребенка, перенять позитивный опыт взаимодействия.

Дети, находящиеся на патронаже принимали участие в творческих конкурсах.  Во Всероссийском творческом конкурсе приняла участие  Арина Т., 8 лет и стала дипломантом  Всероссийского творческого конкурса «Рассударики» в номинации «Рисунок» с работой «Медвежонок и воздушные шары»,а в номинации «Декоративно-прикладное творчество»  стала лауреатом, творческие работы 4 детей были направлены для участия в IХ Международном творческом фестивале детей с ограниченными возможностями здоровья «ШАГ НАВСТРЕЧУ», который проходил в Санкт-Петербурге с 23 по 29 мая 2016 года. По результатам конкурсного отбора организационный комитет фестиваля  пригласил Арину Глазунову и сопровождающее лицо к участию в мероприятиях фестиваля в Санкт-Петербурге (с 23 -29 мая). Двое других участников творческого фестиваля получили дипломы.

В августе 2016 года была организована и  проведена  познавательная экскурсия  по городу Магадану «Моя малая родина» для детей с ОВЗ и детей- инвалидов.   Был заключен договор с МАГТУР. Опытный экскурсовод познакомил детей с главными достопримечательностями г. Магадана. Дети побывали в сквере Победы у памятника «Узел Памяти», в доступной форме   детям рассказали, что памятник установлен магаданцам – героям фронта и тыла Великой Отечественной войны. После увлекательного, интересного рассказа  о магаданцах-героях фронта и тыла дети возложили цветы к памятнику-монументу,  затем дети побывали у Свято-Троицкого кафедрального собора, в сквере «70-летия Магадана», полюбовались скульптурой Мамонта и красотой Охотского моря.

Согласно датам рождения детей были организованы поздравления и вручения подарков детям, находящимся на патронаже.В свой день рождения  ребёнок получал подарок, составленный из ярких воздушных шаров в форме различных зверей и игрушек, внутри такой композиции находились  сладости и поздравительная  открытка.  Результат посещения - хорошее настроение ребёнка и родителей.

Одним из направлений работы центра в 2016 году являлось внедрение технологий социальной адаптации неорганизованных детей-инвалидов и детей с ОВЗ, включая проведение утренников и праздников. В честь Дня защиты детей 1 июня состоялся праздник. Силами педагогов центра был подготовлен авторский кукольный спектакль «Как приходит лето?».По сценарию Сказочница  перенесла  ребят  в  сказку, где  дети  встретили  Лето и   вместе с ней отправились на помощь волшебному лесу.Ребята помогали в ходе спектакля выполнять различные задания: «спасли мышку от холода -  позвали солнышко», по просьбе ежика - «разбудили насекомых, птиц»; порадовали лося – «вырастили травку и цветы»; научили кота дружить с мышкой, объяснили, в чем смысл праздника «День защиты детей». Большой интерес вызвало у детей создание «Лесной полянки»: они «сажали травку» из гофрированной бумаги, украшали полянку цветами из самоклеющейся бумаги. Большим сюрпризом для детей стало появление одного из педагогов в костюме лягушки и веселый танец вместе с ней.  Так же вместе с героями сказки дети отгадывали загадки, пели песни и выполняли другие интересные задания. Праздник  закончился  общим  хороводом и игрой с «мыльными пузырями».  Все участники   были  довольные своим участием в празднике,  получили яркие впечатления.

23 июля 2016 года прошло праздничное мероприятие приуроченное к Дню города «Подари детям праздник». С администрацией бистро «Саманта» был заключен договор на аренду помещения. Работники бистро украсили помещение воздушными шарами. Перед детьми и родителями выступило научное шоу «Открывашка». Дети побывали в волшебной стране мыльных пузырей. В сказочной атмосфере дети увидели всевозможные трюки с пузырями. Дети вместе с родителями погружались в мыльную капсулу, а также детям была представлена возможность самим попрактиковаться в создании мыльных шариков. «Волшебные облака» вызвали у детей положительные эмоции.

Администрация и коллектив бистро «Саманта» приготовили детям сюрприз – угощение вкусной пиццей, разнообразными фруктами и мороженным. Доставило детям  огромное удовольствие игры и танцы с воздушными шариками.

 В 9 сентября 2016 года был проведен праздник «Здравствуй, осень!». Праздник был проведен в спортивно-развлекательном комплексе «Снегорка».  Встреча детей с героем мультфильма Карлсоном вызвало у детей  удивление и восторг. Яркий наряд героя, его веселое настроение привлекло внимание детей. Карлсон пригласил детей в путешествие  по лесным тропинкам. Путешествуя по загадочному лесу дети, родители, педагоги любовались красотой осенней природы. Детей в лесу подстерегало много неожиданностей. Встреча с героями сказок: лягушкой у пруда, Красной Шапочкой, хитрой лисой, медведем, ежами и др. зверушками. Дети катались на каруселях, качелях, скатывались с горки, прыгали на батуте. А еще интересной была встреча с домашними птицами: курами, петухом, индюком, утками, гусями и кроликом. Дети вместе с Карлсоном кормили кролика. Сюрпризом для детей была корзина с яблоками и киндер сюрпризами, которую они нашли в лесу. В конце праздника Карлсон пригласил детей и родителей на чаепитие на свежем воздухе. Дети, родители, педагоги получили отличный эмоциональный заряд бодрости и положительной энергии от праздника.

      Стало хорошей традицией приглашение на Новогодний утренник в центр неорганизованных детей с ОВЗ, детей-инвалидов. Утренник был проведен 22 декабря. Педагоги центра своими силами подготовили кукольный спектакль «Заюшкина избушка».  Спектакль вызвал у детей положительные эмоции и желание помочь зайчику прогнать хитрую лису из его домика. Детей пришли поздравить с Новым годом Гном, Снегурочка, Метелица и Дед Мороз. Дети рассказывали дедушке Морозу стихи. Вместе со  сказочными персонажами Снегурочкой, Метелицей и Дедом Морозом водили хороводы, пели песни. Дед Мороз приготовил детям сладкие подарки.  Дети, родители, педагоги остались довольны праздником, получили заряд  радостного, веселого настроения.

       2. Педагоги центра в тесном контакте работают с родителями. Одной из форм работы является клуб «Доверие». Заседание клуба проводится 1 раз в месяц.На заседаниях клуба «Доверие»  с родителями, воспитывающих детей с ОВЗ проводятся тренинги по улучшению взаимодействия родителей и детей, улучшения психологической атмосферы в семье особого ребёнка, принятие «особого ребёнка».  Например, в текущем году были рассмотрены такие вопросы: «Семья с особым ребенком: как справиться со стрессом», «Семья, как в ней выжить: законы семейной системы», «Конфликты в семье», «Травматический опыт в жизни человека» и др.

  По нашим наблюдениям основными участниками Клуба являются женщины-матери детей. Это не удивительно, ведь основную нагрузку по уходу за больным ребенком несут именно они. И заседания нашего клуба являются возможностью для них не только получить помощь специалистов, но и просто выйти из дома, сменить обстановку, пообщаться с людьми, которые озабочены теми же проблемами. Учитывая такой контингент, одно из заседаний было связано с «женской»  темой. В феврале месяце состоялась встреча с мамами по теме «Я – хозяйка». Встреча проводилась в  форме мастер-класса по рукодельной технике «КАНЗАШИ» (цветы из лент). Рукоделие как творческий  вид деятельности, является замечательным способом самовыражения. Создавая красоту своими руками, женщина чувствует себя художником, и каждый шедевр служит предметом гордости и повышает самооценку. А это так необходимо нашим мамам, которые часто забывают о себе, полностью сосредоточившись на помощи больному ребенку. Мамы научились делать простую скрученную розу, которую можно использовать в заколке, в брошке, бутоньерке, топиарии. Мастер-класс оказался актуальным в преддверии весеннего праздника 8 марта. Встреча прошла в неформальной, дружеской обстановке в форме чаепития.

Особое внимание педагоги уделяли консультативной, просветительской деятельности: Для родителей были разработаны буклеты: «Занятия с детьми, имеющими ОВЗ по развитию мелкой моторики в домашних условиях с использованием подручного материала», «Рекомендации родителям по проведению массажа детям с ОВЗ в домашних условиях»,«Рекомендации родителям по коррекции речевых нарушений в игровой форме с детьми, имеющими ОВЗ».«Роль  социального педагога в социализации ребенка с ОВЗ, получающих образование и воспитание в домашних условиях» и др., выпускалась газета «Лучик», в которой печатались статьи, например такие как: Что такое ОВЗ?»,«Если ребенок плохо говорит…Задержка в развитии речи у детей», «Понятие гиперактивности», «Устное народное творчество в психологическом и эмоционально-нравственном развитии ребенка», «Сказкотерапия – в помощь родителям», «Как организовать логопедические занятия дома» и др.

     На завершающей стадии реализации Проекта при подведении итогов и оценки эффективности Проекта проведены «Круглый стол для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с установленной инвалидностью» и «Конференция по подведению итогов реализации Проекта». Приняли участие представители органов исполнительной власти, Уполномоченного по правам ребёнка в Магаданской области, Министерства образования и молодежной политики Магаданской области, Министерства здравоохранения и демографической политики, социальной защиты населения, Медико-социальной экспертизы, Северо-восточного государственного университета (СВГУ), общественных организаций, руководителей подведомственных учреждений и  организаций реабилитационной направленности.  «Круглый стол» для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей с установленной инвалидностью» был проведен 28 сентября, Конференция  по итогам реализации проекта -30 сентября.

3. С января 2016 года на основании приказа Минтруда России от 15.10.2015 N 723н "Об утверждении формы и Порядка предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм информации об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида мероприятий в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы" (Зарегистрировано в Минюсте России 10.12.2015 N 40050), приказа от 31 07. 2015 № 528н «Об утверждении порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»
в центре  создана электронная база данных о детях-инвалидах. Ведется работа по объединению в единую базу данных сведений о детях-инвалидах, получивших ИПРА с целью контроля за ее исполнением в муниципальных округах. Поступило 196 ИПРА. Распределено по городским муниципальным округам – 196 ИПРА.

4. С января по ноябрь  прошли реабилитацию и коррекцию 384 ребенка, которые получили услуги учителя логопеда, дефектолога, педагога-психолога (2835 занятий); с педагогами образовательных учреждений, родителями проведено 625 консультаций. Дети в центре находятся в режиме кратковременного  пребывания в течение 1,5- 2 часов без сна и питания. Специалистами центра оказывается  комплексная  медико-психолого-педагогическая  помощь ребёнку и семье, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Наряду с проведением коррекционных занятий, детям оказываются и медицинские услуги: физиотерапевтические (лазеро-лечение, СМТ-терапия, электрофорез, электросон и Д,Арсонваль),  массаж  и ЛФК. Применяется фиточаи в зависимости от диагноза и возраста ребёнка. Комплексный подход к реабилитации и коррекции детей с ОВЗ даёт хорошую положительную динамику всего  реабилитационного процесса.

5.   Целью работы Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ЦПМПК) является своевременное выявление детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи, организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.

Для осуществления данной цели перед специалистами стояли следующие задачи:

  1. Активизация информационно-просветительской деятельности специалистов и населения по вопросам диагностики и обучения детей с ОВЗ.
  2. Оказание коррекционной помощи детям с особыми образовательными потребностями с учетом их индивидуальных особенностей.

Работа велась по нескольким направлениям: диагностическое, организационно-методическое, консультативное, информационно-просветительское. Для организации и проведения ПМПК были собраны заявки с территорий области, составлен график работы Центральной ПМПК, с учетом  ведения комиссий в Центре и работы в городских округах.  Обследовано – 796 чел., в т.ч.  167 детей-инвалидов.

По итогам комплексного психолого-медико-педагогического обследования были определены образовательные маршруты детям дошкольного и школьного возраста. Специалисты ЦПМПК в течении года были проведены выездные заседания ПМПК (Среднеканский городской округ, Омсукчанский городской округ, Тенькинский городской округ, Хасынский городской округ, Ягоднинский городской округ, С_ Эвенский городской округ,г. Сусуман).   Учителем- логопедом С.М. Клачковой, учителем – дефектологом В.В. Феофановой  проводились скрининги  в подготовительных группах ДОУ п. Усть –Омчуг, п. Омчак, п. Сеймчан, П. Синегорье, П. Дукат, П. Омсукчан, п. Мяунджа, г. Сусуман.  Цель: Готовность детей старшего дошкольного возраста к школе. Скрининги проводились с приглашением на занятия родителей. По итогам проведенного мероприятия родителям давались рекомендации воспитателям, родителям  по дальнейшему обучению и воспитанию детей. Специалистами ЦПМПК проводились консультации по запросу педагогов и родителей.

 6. В  зависимости  от  заявленной проблемы и результатов первичного обследования  специалистами проводятся с детьми индивидуальные, подгрупповые занятия по коррекции нарушений,  используются  различные  техники и методы: игровая терапия, арттерапия,  сказкотерапия,  песочная  терапия, игры с водой и др. В работе с детьми активно использовались логопедические компьютерные игры и мультимедийные презинтации, направленные на развитие всех компонентов речи. В структуре индивидуальной работы с детьми, которые имели противопоказания для занятий на тренажере дыхания «Биосвязь» (БОС- здоровье) по методу А.А. Сметанкина по возрастным или медицинским показаниям, включались упражнения по формированию правильного  речевого дыхания, формирование (включение голоса), умение быстро и громко произносить короткие изолированные звуки и др. на логопедическом тренажере «Дэльфа 142».  с помощью аппарата БОС ребенок осваивает и закрепляет диафрогмально-релаксационный тип дыхания. В результате тренировок происходит максимальная синхронизация работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, формируются правильное речевое дыхание, удлиненный выдох, способствующие успешной коррекции нарушений речи.  По коррекции речевых нарушений учителя-логопеды используют аппаратуру СУВАГ ст 10,   применение которого дает широкие возможности для устранения имеющихся речевых недостатков, развития фонематических процессов, кинестических ощущений, делает  привлекательным для детей и гарантирует положительную речевую динамику. Специальная электроакустическая аппаратура индивидуального использования (DIGIDEL 500) применяется  в работе с детьми с заиканием, афазией,   для развития слуха и речи детей с кохлеарными имплантами, в реабилитации по верботональному методу и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Программа логореабилитации включает исправление звукопроизношения, терапию заикания, коррекцию функциональных речевых нарушений.   Педагогами – психологами  проводились  индивидуальные и групповые занятия по коррекции познавательных процессов, коррекции эмоционально-волевой сферы, по развитию мелкой моторики, занятия по формированию знаний по правилам дорожного движения.

7. Продолжает успешно работать на базе центра «Автокласс». Педагог-психолог центра проводит  занятия  с детьми с ограниченными возможностями здоровья ( МОЦО № 1; МОГКОУ «С(К) школа-интернат VIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»п.Сокол), МКОУ «Надежда») по обучению их правилам безопасного поведения на дорогах, правилам оказания первой медицинской помощи, дорожным знакам. В этой области налажено тесное сотрудничество с сотрудниками ГИБДД.    В рамках проведения социальной акции «Добрый Знак», призванной напомнить о важности соблюдения правил дорожной безопасности, сотрудники магаданской Госавтоинспекции совместно со специалистами центра    провели занятие с учащимися МОЦО № 1 по изучению дорожного движения и безопасному нахождению на улице на базе Центра.    В ходе занятия старший инспектор ОГИБДД УМВД России по Магаданской области Я. А.Протодьяконов рассказал учащимся, какие дорожные знаки бывают и где они могут быть расположены. Затем ребята вместе с подполковником полиции и педагогом – психологом  центра  нарисовали дорожный знак «Дети!».  Задача  мероприятия заключалась в том, чтобы дети могли на практике использовать полученные теоретические знания, соблюдать их в повседневной жизни.

8. В соответствие с распоряжением Министра министерства образования и молодежной политики Магаданской области от 25.02.2016 года № 1081 об организации профилактических мероприятий в рамках  Всероссийской антинаркотической профилактической Акции «За жизнь и здоровье наших детей», проводимой Федеральной службой Р Ф по контролю за оборотом наркотиков с февраля по май 2016 года, центр организовал проведение профилактических мероприятий антинаркотической направленности и информационно-просветитительской работы с родителями (законными представителями) и педагогами, направленную на предупреждение различных форм девиантного, асоциального поведения детей и подростков и распространение наркомании в молодежной среде  в общеобразовательных организациях. Методистом центра Феофановой В. В. совместно с руководителем ЦПМПК Шилиным В. А. была разработана программа профилактических и информационно-просветительных мероприятий антинаркотической направленности, которая была реализована в Тенькинском городском округе в период с 14 по 18 марта 2016 года.

Целевыми группами консультативной, профилактической и информационно-просветительской работы специалистов центра явились: 1) обучающиесяСОШ п. Усть-Омчуги п. Омчак; 2) родители обучающихся; 3) педагоги и руководители соответствующих общеобразовательных организаций; 4) специалисты комитета по образованию администрации Тенькинского городского округа; 5) законные представители детей  принятых на воспитание в семью (принимающие родители); 6) специалисты отдела опеки и попечительства,  Комитета по образованию администрации Тенькинского городского округа.

В течении года педагогами – психологами проводились  тренинги по первичной профилактике злоупотребления ПАВ, по ЗОЖ (1128 чел.)

8. Постоянно действующая Школа замещающих родителей.  Цель: оказание помощи будущим приемным  родителям реально оценить собственные силы и возможности принятия ребенка в семью, оценить свою психологическую готовность. С кандидатами в замещающие родители рассматриваются вопросы: Значение принятия ребенка в семью, Особенности возрастного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Тайна усыновления или когда и как рассказать ребенку, что он приемный, ненасильственное воспитание, Особенности семейного воспитания детей в замещающей семье и др.

   

                                            Врио. директора                                                        В.В. Феофанова

                                                                                               Новости

                                                                                               Главная