Достижения МОГБОУ «ЦППРиК» за 2015 год

     «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» (ЦППРиК) является единственным в Магаданской области учреждением для детей, нуждающихся в комплексной  психолого-педагогической и медико-социальной  помощи.         Коррекционно-развивающая деятельность по всем направлениям  осуществляется в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их психосоматического здоровья. 

       Сложный контингент детей, многообразие проблем психофизического развития требуют включения в реабилитационный, коррекционно-развивающий процесс большого числа специалистов широкого профиля и высокой квалификации. Поэтому специалисты центра постоянно повышают свой профессиональный уровень через самообразование, курсы, семинары, методические объединения и т.д. В 2015  году повысили профессиональную компетентность:

  - 2 педагога-психолога на семинаре  «Современные подходы и новые технологии в работе с детьми с ОВЗ» в центре лечебной педагогики в г.Москве;

  - учитель-логопед ОПМПК – курсы повышения квалификации для специалистов ПМПК в г. Москве  и Новосибирске;

  - 7 специалистов центра успешно прошли дистанционное обучение в государственной академии переподготовки работников социальной сферы в г.Москве по направлениям «олигофренопедагогика и олигофренопсихология», «тифлопедагогика», «дефектология», «клиническая психология»;

  - учитель-логопед прошла обучение в ООО «Центр слуха и речи Верботон-М+» «Новые технологии в работе с детьми с ОВЗ» г.Москва;

  - дефектолог центра прошла курс занятий по Программе базового начального уровня «Жестовый язык-средство общения глухих» на базе Магаданского регионального отделения общероссийской общественной организации инвалидов «ВОГ»

    По итогам обучения учителем-логопедом начата работа с использованием специальной  электроакустической  аппаратуры  индивидуального пользования (DIGIDEL5000), приобретённой в 1014 году,  применяемая в терапии заикания, афазии, развития слуха и речи детей с кохлеарными имплантами, в реабилитации по верботональному методу и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Всего за 2015 год прошли занятия на аппарате 112 человек.

Педагогами-психологами после обучения в Москве используются новые подходы в занятиях с детьми дошкольных образовательных учреждений (№ 45 и №1) «Сказкотерапия и игротерапия - новый взгляд». 3 раза в неделю воспитанники этих учреждений приходят на занятия в центр.

     За 2015 год оборудованы техническими средствами и методическими материалами  за счёт средств Федеральной программы  « Доступная среда»: 2 рабочих места педагога-психолога; 2 рабочих места учителя-логопеда; 1 рабочее место инструктора ЛФК. Реабилитационные и коррекционные занятия с использованием нового оборудования проходят теперь на более высоком профессиональном уровне.

     Всего за 2015 год прошли реабилитацию и коррекцию 1475 детей, с педагогами образовательных учреждений, родителями проведено 2542 консультации. Дети в центре находятся в режиме кратковременного  пребывания в течение 1,5 - 2 часов без сна и питания. Специалистами центра оказывается  комплексная  медико-психолого-педагогическая  помощь ребёнку и семье, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Наряду с проведением коррекционных занятий, детям оказываются и медицинские услуги: физиотерапевтические (лазеро-лечение, СМТ-терапия, электрофорез, электросон и Д,Арсонваль),  массаж  и ЛФК. Применяется фиточаи в зависимости от диагноза и возраста ребёнка. Комплексный подход к реабилитации и коррекции детей с ОВЗ даёт хорошую положительную динамику всего  реабилитационного процесса.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

В центре кроме традиционных форм работы с детьми и родителями, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья третий год действует  родительский клуб «Доверие».

 Программа работы клуба включает  обучение родителей и иных лиц,  осуществляющих обслуживание и воспитание ребенка-инвалида, навыкам и приемам психолого-педагогической реабилитации детей, включая детей-инвалидов.  Обеспечение  их необходимой информацией о правах и гарантиях, предоставляемых детям-инвалидам и их семьям, об учреждениях, оказывающих образовательные, медицинские, социальные и иные услуги детям-инвалидам и их родителям и др. На заседаниях клуба специалисты центра выступали с сообщениями:

     - « Агрессивное состояние у детей. Причины проявления»;

     - «Особенности развития детей с заболеваниями нервной системы»;

     - «Трудности и конфликты во взаимодействии с особым ребёнком»;

     - «Особенности развития речи у детей с ОВЗ»;

     - «Как справиться со стрессом»,

      -« Семья: как в ней выжить?» и др.

    Всего было проведено 8 заседаний. Присутствовало: 51 человек.

         Второй год успешно работает на базе центра «Автокласс». Педагог-психолог центра проводит  занятия  с детьми с ограниченными возможностями здоровья ( МОГКОУ СКШ №19; МОГКОУ «С(К) школа-интернат для детей-сирот» г.Магадан,  п.Сокол) по обучению их правилам безопасного поведения на дорогах, правилам оказания первой медицинской помощи, дорожным знакам. В этой области налажено тесное сотрудничество с сотрудниками ГИБДД.

    1 апреля 2015г. стартовал Проект социально-медицинского, психолого-педагогического патронажа семьи, воспитывающей ребёнка-инвалида «Солнце на ладони», получивший Грант в 1 500 000 руб. на конкурсе инновационных Проектов Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г.Москва).

      В целевую группу Проекта вошли неорганизованные дети, которые по состоянию здоровья (генетические заболевание, симптоматическая эпилепсия со вторичными генерализованными приступами, синдром Веста, эмоциональные и поведенческие расстройства, ДЦП, туберозный склероз, атрофия зрительного нерва, дегенеративные заболевания нервной системы и т.п.), не могут находиться в группе с другими детьми длительное время. Тяжесть заболевания не позволяет этим детям проходить курс  коррекции и реабилитации в самом центре или другом реабилитационном учреждении.

     С сентября месяц 2015 года начаты   коррекционно-развивающие занятия с неорганизованными детьми-инвалидами на дому в группе, состоящей из 12 детей. С ноября месяца набрана вторая целевая группа, состоящая из 16 детей. Специалисты: педагоги-психологи, социальные педагоги, логопеды 2 раза в неделю выходят на дом  в семьи, воспитывающие детей-инвалидов. Данная услуга проводится только в рамках Проекта. До этого времени специалисты центра  на дом не выходили.

    Каждому ребёнку подобрана индивидуальная  программа реабилитации в зависимости от состояния здоровья и реабилитационного потенциала. В коррекционной работе на дому  специалисты применяли различные педагогические технологии.  Например, «пальчиковая живопись»; занятия лепкой с использованием пластилина, «соленого теста»; игры с водой и песком, льдом (криотерапия) и различные варианты пальчиковой гимнастики,  такие как  «Разноцветные прищепки», «Пальчиковый бассейн», а также манипулирование мелкими предметами и применение различных методов  массажа и самомассажа. Применение таких технологий на занятиях с детьми-инвалидами помогает развитию у них мелкой  моторики рук, улучшает  ассоциативные связи, повышает  уровень развития ребёнка.

      Специалистами использовался  методический материал и игры, приобретённые на средства Фонда. Присутствующие на занятиях мамы детей  принимали  участие в их проведении. Мама обучалась  коррекционным методикам для применения их в домашних условиях. После ухода специалиста мама проводила занятия самостоятельно. Такой подход уже дал первые результаты. Арина  Т., 8 лет, находящаяся на патронаже, стала  дипломантом  Всероссийского  творческого  конкурса «Рассударики»  в  номинации: «Рисунок» с  рисунком: «Медвежонок и воздушные шары». А в номинации «Декоративно-прикладное творчество»  стала лауреатом. Социальный педагог отправила на конкурс работы ребёнка.  У некоторых детей, находящихся на патронаже,  уже отмечается небольшая, но положительная динамика, а у родителей начала формироваться позитивная установка в отношении своего ребёнка. Родители детей, находящихся на патронаже,  получили консультации специалистов по воспитанию и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья, по реабилитационному потенциалу их ребёнка.

        Проектом «Солнце на ладони» предусмотрено расширение социальных контактов семьи, воспитывающей ребёнка-инвалида, выезды с детьми на природу. Такой выезд организовали сотрудники центра с 25 по 27 сентября 2015 года в СОК «Снежная долина». В нём приняли участие 44 человека (15 детей-инвалидов, 9 детей - братья и сёстры – и 20 взрослых).      

        Согласно датам рождения детей, находящихся на патронаже, с сентября были организованы на дому поздравления и вручения подарков. На дом приезжала  бригада привлеченных специалистов фирмы, занимающейся проведением праздников и оформлением подарков. Сотрудники фирмы   вручали  ребёнку подарок, составленный из ярких воздушных шаров в форме различных зверей и игрушек, внутри такой композиции находились  сладости и поздравительная  открытка. Результат посещения - хорошее настроение ребёнка и родителей. На первое декабря 2015 года поздравления получили 22 ребёнка.

      В рамках реализации проекта «Солнце на ладони» 10.06.2015 г. состоялась познавательная автобусная экскурсия по городу Магадану для детей «Моя малая родина».  В экскурсии  приняли участие 30 человек (25 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, 5 родителей). Опытный экскурсовод познакомила детей с главными достопримечательностями г. Магадана.

       Специалистами центра 27 ноября 2015 года провели семинар на тему «Диагностика и коррекция нарушений развития у детей раннего возраста в семье». В работе семинара участвовали педагоги-психологи, дефектологи, учителя-логопеды дошкольных учреждений системы образования, специалисты учреждений здравоохранения и социальной защиты, работающих с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, специалисты Министерства образования и молодёжной политики,  студенты СВГУ,  а также специалисты городской медико-психолого-педагогической комиссии. Всего  приняли участие 47 специалистов смежных министерств и ведомств.

        Специалистами  Центра были раскрыты вопросы, касающиеся  психологической  характеристики ребёнка раннего возраста в норме и при нарушениях развития;  психологического климата в семье, воспитывающей ребёнка раннего возраста с ОВЗ; диагностики нарушений развития и коррекционного воспитания детей раннего возраста в семье. Участники семинара познакомились с профессиональным опытом специалистов Центра, получили специально подготовленные раздаточные материалы – буклеты «Коррекция эмоционального состояния ребенка раннего возраста с ОВЗ».

По итогам семинара, заинтересованные участники из образовательных учреждений выступили с просьбой более тесного межведомственного сотрудничества через проведение специалистами Центра обучающих семинаров, мастер-классов, тренингов с педагогами и родителями воспитанников на базе самого Центра и образовательных учреждений города.

Продолжилась работа по профилактике применения психоактивных веществ в учебных  организациях города. Педагогами-психологами, социальным педагогом проведено 200 тренингов в школах и других учебных заведениях города. Приняли участие 4181 человек. По отдельному плану ежемесячно с педагогами и студентами проводится профилактическая работа в профессиональном училище № 3.

 За текущий год через ОПМПК прошло 772 человека. Осуществлялись выезды в 7 районов области, всего было организовано 9 выездов. (Среднеканский район -2, Сусуманский -2, Омсукчанский -1, Тенькинский  -1, Хасынский  -1, Ягоднинский -1, Северо-Эвенск-1).

                                                                                         

Руководитель МОГБОУ «ЦППРиК»

Паина Л.В.